новости

Пермской Центральной диспетчерской службе – 50 лет




За свою историю служба проделала большой путь, внедряла передовые разработки, которые стали применять по всей стране. Впереди реализация планов по модернизации системы информирования пассажиров о работе транспорта. 

Как сообщили в городском департаменте дорог и транспорта, 1 июня пермская Центральная диспетчерская служба МКУ «Гортранс» отмечает 50-летний юбилей. На подразделение возложены обязанности по контролю за работой городского общественного транспорта.

Изначально каждый автобусный парк имел свою диспетчерскую и штат диспетчеров. В 1967 году была создана Центральная диспетчерская служба. Оборудована она была телефоном и радиостанцией «Гранит». Тогда же диспетчерские автопарков начали передаваться в централизованную службу. Первый штат составлял четыре человека.

Первоначально, чтобы контролировать движение автобусов, на конечных остановках сидели диспетчеры в специально оборудованных помещениях и ставили водителям штампы о времени рейсов на каждой конечной станции. В 1977 году была полностью введена индуктивная связь, позволявшая фиксировать прохождение транспортного средства через пункты назначения. Кроме того, Пермь стала одним из первых городов, где в 80-х годах перешли на использование радиосвязи – систему «Маяк».

В середине 2000-х годов в нашем городе одними из первых ввели навигационную систему контроля за движением транспорта. При введении навигационного контроля выполнение рейсов в соответствии с расписанием увеличилось с 50% до 97%. В 2008 году на смену радиосвязи с водителями пришла мобильная GSM-связь, реализованная через навигационное устройство.
Появился и экран на навигаторах у водителей, что являлось именно пермской технической разработкой. Экран позволяет оперативно отправлять сообщения от диспетчеров, что сокращает время связи между водителем и диспетчером. Постепенно экраны и дисплеи начали внедрять повсеместно по всей России.

Введение навигации позволило еще и улучшить качество обслуживание пассажиров. Так, были введены автоинформаторы в салонах транспорта, которые объявляют остановки без участия водителей, просто по привязке к навигационной точке. Кроме того, это позволило оборудовать остановки электронными табло с расписанием движения, а также создать сайт, где можно посмотреть, как плановое, так и прогнозируемое время прибытия транспорта на остановку.

При этом развитие системы не стоит на месте: в этом году планируется приобретение и установка новых электронных табло на остановочных пунктах, а также размещения на сайте расписания пригородных электропоездов, в том числе городской электрички.

- Работа диспетчерской службы не видна пассажиру, однако именно диспетчеры помогают контролировать выполнение расписания, а также упорядочивают движение общественного транспорта в случае форс-мажоров. Пермская диспетчерская служба всегда была на передовой с точки зрения внедрения технологий навигации и контроля за транспортом. К нам ежегодно приезжают коллеги из других городов и перенимают уникальный опыт. Хочется в этот день пожелать здоровья сотрудникам, а службе – дальнейшего развития, - поздравил Илья Денисов, начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми.

Для справки:
В настоящее время в штате Центральной диспетчерской службы трудится 49 диспетчеров. Ежедневно бригада из 11 человек контролирует и управляет движением тысячи транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров по городским маршрутам общественного транспорта.
15 мая 2007 года на общем собрании сотрудников было принято решение о присвоении центральной диспетчерской службе имени Геннадия Александровича Бубермана. Он руководил службой 28 лет, начиная с мая 1978 года по август 2006 года. Именно при нем были объединены диспетчерские службы всех видов транспорта.